Симптомы заболеваний печени, которые нельзя игнорировать

С каждым годом количество пациентов с патологией печени растет. К развитию заболеваний приводят проблемы с обменом веществ, отравление лекарственными или химическими препаратами, травмы, опухоли. Даже вредные привычки могут стать причиной нарушения работоспособность печени.

Основные симптомы болезней печени

Разнообразие симптомов, многие из которых имеют довольно характерное проявление, поможет врачу своевременно выявить проблему, назначить лечение. Однако сохраняется опасность того, что некоторые заболевания на ранних стадиях проходят практически бессимптомно. Чтобы исключить риск развития болезни и вовремя провести диагностику печени , гастроэнтерологи и гепатологи рекомендуют обратить внимание на некоторые моменты.

Нарушение работоспособности печени может проявиться как одним симптомом, так и их сочетанием, которое зависит от конкретного заболевания и наличия сопутствующих осложнений.

Боль и неприятные ощущения

Болезненные ощущения обычно сконцентрированы в правом подреберье. В некоторых случаях они могут отдаваться в область между лопатками, отдельно в правую лопатку. Оценить патологию можно исходя из типа и интенсивности боли. Например, незначительный дискомфорт с ноющей болью, который дополняет ощущение тяжести, может говорить о наличии воспалительного процесса, в том числе вызванного токсинами. Пациенту очень сложно четко показать место, где сконцентрирована боль.

Интенсивная и выраженная боль в подреберье характерна для тяжелого воспаления, в том числе гнойного. Она присутствует при камнях в желчных протоках, травмах печени. Мучительные ощущения характерны и для печеночных колик, к которым приводит передвижение камней в желчевыводящих протоках.

Есть патологии, которые не проявляют себя неприятными ощущениями. Это вялотекущие процессы, такие как гепатит С или цирроз печени. Пациент их не замечает на протяжении долгого времени, из-за чего диагностика печени и лечение могут запаздывать. Зачастую эти заболевания выявляются уже на поздних сроках развития.

Рвота и тошнота

Ощущение тошноты и рвотные позывы довольно часто встречаются при заболеваниях ЖКТ. Если проблема затрагивает печень, эти симптомы будут выражены гораздо сильнее.

С появлением тошноты начинаются проблемы с аппетитом — он притупляется или полностью пропадает. Возникает отвращение к конкретным продуктам, обычно с большим содержанием жиров. В некоторых случаях приступ тошноты завершается рвотой, после чего на некоторое время наступает облегчение состояния. Примесь желчи в рвотных массах указывает на проблемы с печенью.

Проявление симптомов в ротовой полости

Характерный симптом — появление желтого налета на языке. Интенсивность и цвет зависит от болезни. Например, легкая желтушность ближе к кончику языка может говорить о ранней стадии гепатита. Появление желто-зеленого налета характерно для серьезных патологий органов ЖКТ, желчевыводящих путей или печени. Застой желчи проявляется в виде налета насыщенного желтого оттенка. При этих этапах могут быть назначены анализы для проверки ЖКТ.

Может присутствовать и неприятная горечь. Она возникает когда желчь попадает в пищевод. Наличие выраженного привкуса может быть симптомом вирусного гепатита, опухоли или цирроза  печени, болезни ЖКТ или желчного пузыря. Иногда горечь вызывают сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов. Чтобы точно определить заболевание, врачи назначают комплексную диагностику организма пациента.

Помимо горечи во рту может появиться сладковатый или “рыбный” аромат, который сопровождается запорами или поносом, вздутием живота, рвотой. Этот симптом говорит о проблемах с пищеварительной системой, спровоцированных проблемами с печенью.

Повышенная температура тела

Симптом указывает на наличие болезнетворного агента, с которым борется организм. При повышении температуры по 38°С и ее колебаниях в пределах  37-37,5°С могут наблюдаться циррозы печени, гепатит.

При болезнях желчевыводящих путей температура держится на отметке в 39°С и выше. В этом случае у пациента наблюдается подергивание мимических и скелетных мышц.

Изменение цвета мочи и кала

За счет повышенного объема билирубина, характерного для гепатита или цирроза, моча приобретает темный оттенок. При взбалтывании в ней появляется пена насыщенного желтого оттенка.

Для некоторых заболеваний характерно обесцвечивание кала, которое сопровождается повышенной температурой и неприятными ощущениями в области правого подреберья. Могут присутствовать рвотные позывы.

Изменение цвета кожи и слизистых оболочек

За счет накопления в тканях желчных пигментов меняется цвет слизистых оболочек и кожи. Это может говорить о наличии цирроза печени или гепатита, особенно при наличии темной мочи и светлого кала. Желтушность кожи присутствует при желчекаменной болезни. Для уточнения диагноза врач может назначить дополнительные лабораторные исследования.

Проблемы с отделением желчи иногда проявляются в виде коричневых пигментных пятен с разной степенью интенсивности. Обычно они возникают в паху, подмышечных впадинах или на ладонях.

Другие проявления на коже

Дополнительным симптомом, которые наблюдается при патологиях печени, являются сосудистые звездочки. Обычно они появляются на спине или щеках. Их вызывают проблемы с обменом веществ, повышенная хрупкость стенок капилляров. На запущенной стадии у пациента при небольшом нажатии на кожу сразу появляются синяки.

Аутоиммунные заболевания и вызванные инфекцией гепатиты сопровождаются аллергическими высыпаниями, воспалением. На следующем этапе может появиться атопический дерматит, псориаз.

Характерным симптомом являются “печеночные ладони”, при которых на стопах и ладонях появляются пятна красного цвета. Они становятся более бледными при надавливании. При прекращении давления их цвет снова становится красным.

Изменения гормонального фона

При хронических болезнях печени возникает гормональный дисбаланс. В этом случае у пациентов наблюдается выпадение волос на лобке, в подмышечных впадинах. Мужчины страдают от атрофии яичек и увеличении грудных желез — это вызывается избытком женских гормонов. У женщин растет объем эстрогенов, из-за чего по всему телу возникает сыпь, ПМС становится очень выраженным, менструальный цикл проходит с нарушениями.

Интоксикация организма

Так как печень отвечает на фильтрацию и вывод токсинов из организма, ее поражение препятствует выполнению этих функций. Возникает выраженная интоксикация и сопутствующие ей симптомы. К ним относятся неприятные ощущения в мышцах и суставах, проблемы с аппетитом, разбитое состояние и потеря веса.

Консультация врача и диагностика

Все эти симптомы указывают на необходимость срочно записаться на консультацию к гастроэнтерологу или гепатологу. Они соберут анамнез и изучат симптоматику пациента, подберут наиболее подходящие инструментальные и лабораторные методы диагностики. Своевременная консультация поможет выявить заболевания печени на ранних стадиях и подобрать наиболее эффективное лечение.