Урологическая консультация: что такое пиелонефрит

Пиелонефрит – распространенное в наши дни заболевание почек, при котором воспаление развивается на фоне бактериальной инфекции. Пиелонефрит может поразить только одну (чаще всего) или сразу обе почки. Болезнь может стать следствием уже существующих заболеваний (мочекаменная болезнь, гломерулонефрит) или распространиться в здоровых почках. Пиелонефрит бывает хроническим и острым.

Причины и факторы риска

Несмотря на то, что пиелонефрит может развиться у любого человека, наиболее подвержены ему женщины среднего и молодого возраста. У них это заболевание появляется в 6 раз чаще, чем у мужчин. Это объясняется особенностями строения женской мочеполовой системы. Также в группе риска находятся дети. В последние годы существенно возросло число случаев пиелонефрита у совсем маленьких детей.

И, наконец, причинами пиелонефрита могут стать:

• врожденные пороки развития (недоразвитая почка, сужение мочеточника, опущенная почка);
  • хронические болезни мочеполовой системы (опухоли, камни, хронический простатит, цистит, ЗППП);
  • сниженный иммунитет;
  • гормон беременности.

Симптомы пиелонефрита

Проявления пиелонефрита зависят от того, в какой форме он развивается в организме – острой или хронической. В любом случае урологическая консультация обязательна, если наблюдаются следующие симптомы:

• боли в области поясницы, острые или тупые;
  • головные боли;
  • изменение цвета мочи (красноватая, мутная), ее запаха (зловонный, резкий);
  • увеличение температуры до 38-40 градусов;
  • общая слабость;
  • озноб;
  • отсутствие аппетита;
  • рвота, тошнота.

Диагностика пиелонефрита

При подозрении на пиелонефрит уролог непременно назначает больному комплексное обследование и анализы.

Лабораторные анализы

• Общий анализ мочи. Проводится для установления факта присутствия инфекции.
  • Посев мочи. С помощью данного анализа определяется вид бактерий, ставший причиной воспаления.
  • Общий анализ крови. Говорит о наличии воспалительного процесса, определяет его характер.

Обследование

• УЗИ. При пиелонефрите УЗИ показывает расширение почечной лоханки, а также неоднородность почечных тканей, участки уплотнения.
  • Компьютерная томография. Прежде всего, компьютерная томография используется ради того, чтобы не спутать пиелонефрит с другим заболеванием – опухолью почки.
  • Радионуклидные методы диагностики. Применение данных методов позволяет установить функцию почек.

Лечение пиелонефрита

Самостоятельно заниматься лечением пиелонефрита ни в коем случае нельзя, с этим справится только профессиональный уролог. Основные способы лечения пиелонефрита: медикаментозное, хирургическое лечение, диета.

• Медикаментозное лечение. Антибиотикотерапия – основное направление в борьбе с пиелонефритом. Продолжительность терапии может составить от 5 до 14 дней в зависимости от формы пиелонефрита. Из современных препаратов сейчас используются β-лактамы или фторхинолоны.
  • Хирургическое лечение. Хирургическое лечение показано, если медикаментозная терапия не дает результатов, больной продолжает находиться в тяжелом состоянии. В основном оперированию подлежат гнойные формы пиелонефрита (карбункулы, апостемы). Оперативное вмешательство осуществляется для прекращения развития в пораженной почке гнойного процесса, восстановления нарушенного оттока мочи.
  • Диета. Диетическая программа разрабатывается врачом в индивидуальном порядке в зависимости от формы пиелонефрита.

Для того чтобы пиелонефрит не стал причиной почечной недостаточности и прочих серьезных последствий, нужно при первых же симптомах обратиться в хорошую клинику к профессиональному урологу-андрологу. Также предлагаем посмотреть наш раздел Урология.

Информация представлена в ознакомительных целях! При наличии вопросов мы рекомендуем записаться на консультацию уролога.