Проблемы менопаузы

В определенном возрасте (как правило — после 50 лет) у женщин наступает климактерический период, когда снижается обмен веществ, замедляется выработка гормонов эндокринной системой, начинается процесс старения различных систем организма. В связи с этим всплывают многие проблемы со здоровьем, которые в молодости никак не проявлялись.

Зачастую женщины жалуются на плохое самочувствие, излишнюю и внезапную раздражительность, неожиданный жар, учащенное сердцебиение. Все эти симптомы присущи началу климакса. Но чтобы разобраться в собственных ощущениях и их связи с признаками некоторых болезней, необходимо понять, что же происходит с организмом женщины в разные периоды ее жизни, а особенно – в бальзаковском возрасте.

Руководящая сила гормонов

Гормональная деятельность влияет на функции всех систем организма. По степени активности половых гормонов специалисты разделяют несколько этапов в жизни женщины.

• Пременопауза – от первой менструации до окончания периода регулярных менструаций.
  • Перименопауза – наступает примерно за 4-5 лет до менопаузы и длится на протяжении 12 месяцев после нее.
  • Менопауза – дата последней менструации. В среднем, у здоровой женщины менопауза наступает на 51-52 году жизни.
  • Постменопауза – начинается через год от даты последней менструации. Три последних этапа специалисты условно объединяют в климактерический период, или – климакс.

Гормональная перестройка в организме запускается в начале перименопаузы, когда женщина отмечает изменения в менструальном цикле. Не такими как всегда становятся его продолжительность и количество отделяемого. Если заметили такое явление, знайте – в вашем организме наступил этап перименопаузы. В это время количество выделяемых эндокринной системой женских половых гормонов (эстрогенов) немного колеблется, а потом начинает постепенно снижаться. Это вызывает неприятные ощущения – приливы жара, ночную потливость, внезапное унылое состояние со слезами или, наоборот, — крайнее возбуждение и раздражительность.

В этот период не стоить копить обиды на близких людей – отнеситесь с пониманием к изменениям в своем организме и знайте, что все неприятности (или, по крайней мере, большинство из них) – следствие гормональной перестройки. Через 3-4 года эти симптомы исчезнут. Однако могут уступить место другим проблемам, более серьезным.

Не пренебрегайте рекомендациями врача

В течение нескольких лет после менопаузы из-за уменьшения уровня гормонов женщину могут подстерегать сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, изменения в веществе костей. Поэтому не следует отмахиваться от курса лечения, назначаемого доктором, дескать, само пройдет. Это большая ошибка, так как гормональный щит становится слабее, и последствия его недостаточной работы необходимо устранить лекарственными препаратами, физиотерапевтическими и оздоровительными процедурами, а также щадящей диетой и отказом от вредных привычек.

Гинекологические проблемы – частые спутники климакса! Наряду с вышеперечисленными проблемами женщину в этом деликатном возрасте могут беспокоить неприятные ощущения в половых органах. И если вовремя на них не обратить внимания, болезнь может прогрессировать, а ее лечение – выйти из-под контроля.
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ГИНЕКОЛОГУ

Ерхан Каролина Павловна

Майсурадзе Лиана Георгиевна

Акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог

Вагиниты

Довольно часто пациентки жалуются на сухость, а то и зуд во влагалище, нехарактерные выделения, боли в период мочеиспускания. Во время сексуальной близости нет прежнего желания, а иногда даже возникает боль или кровянистые выделения. Такие симптомы могут быть признаками гинекологического заболевания – атрофического вагинита. Но только внешними проявлениями и дискомфортом дело не заканчивается. Болезнь опасна инфекцией, которая имеет восходящий путь развития, а это значит, что заболеванию может быть подвергнута вся урологическая сфера женского организма.

Кроме того, из-за прогрессирующей слабости мышц таза часто наблюдается опущение стенок влагалища, возникает цистоцеле, что может привести к необходимости устранения проблемы оперативным путем.

Уретриты

Другая группа заболеваний, которые могут возникнуть в климактерический период, — это те, что связаны с мочевыводящими путями, например, уретриты. Женщины, страдающие ими, отмечают частые позывы к мочеиспусканию, болевые ощущения во время этого процесса, учащение позывов во время ночного сна, а то и недержание мочи при напряжении. Это также связано с возрастными изменениями в работе гормональных желез, что вызывает повышенную чувствительность внутренних органов мочеполовой системы, недостаточное их кровоснабжение и повышенную восприимчивость к инфекциям.

Курение и менопауза

Согласно последним научным исследованиям, проведенным учеными США, Швеции, Китая и Южной Кореи, курение ускоряет наступление менопаузы, усиливает и отягощает проявления климактерического синдрома. Это объясняется негативным действием никотина на женский организм.

Менопаузой называют период климакса, при котором женщина теряет репродуктивные функции, ее организм быстро стареет. Сопровождается это состояние и рядом неприятных симптомов: плохим настроением, приливами жара, гормональными сбоями и т.д.

Курильщицы стареют и умирают раньше

Китайские ученые из Лаборатории Естествознания Чяньгша в ходе 11 видов исследований выяснили, что ранняя менопауза у курящих китаянок встречается на 33% чаще. В контрольной группе любительниц никотина были женщины, у которых менопауза наступила в 40 лет и раньше. Поскольку у некурящих климакс наступает в среднем, в 51 год, получается, что никотин состарил своих «жертв» на 11 лет!

Подобное исследование было проведено и в Швеции. Ученые Королевского Каролинского института исследовали 25474 женщин от 48 до 80 лет. Научные работы проводились 16 лет. За это время 5942 исследуемых умерли. Выяснилось, что никотинозависимые дамы прожили в среднем на 1 год и 3 мес меньше. Те, кто когда-то курил, но потом бросил, «выиграли» 2,5 года жизни, а никогда не имевшие вредной привычки — 3,5 года.

У всех рано умерших наблюдалась преждевременная менопауза, а количество случаев скоропостижной смерти было в два раза выше.

Схожие исследования проводились и в Университете Анджу, г Сувон (Южная Корея). в 2007-2012 годах. Ученые выяснили, что у курящих женщин менопауза наступает на 30-40% чаще. Продолжительность жизни у курильщиц тоже оказалась ниже.

В Американском научном журнале были опубликованы результаты исследования 400 женщин разных рас. Оказалось, что у курильщиц менопауза наступила раньше. Средняя разница составила 9 лет. Курящие женщины-афроамериканки старились намного позже и реже. Ученые обнаружили причину этого явления — ген CYP3A4, структура которого у «белой расы» немного иная. У никотинозависимых белых женщин чаще обнаруживалось бесплодие, нарушения цикла и гормональные проблемы.

Курение мамы — причина ранней менопаузы у дочерей

Ученые двух американских университетов- Columbia и Walden сравнили четыре группы женщин:

• не куривших и родившихся от некурящих мам (контрольная);
  • куривших и родившихся от курящих мам;
  • курящих, но родившихся от матерей, не куривших во время беременности;
  • некурящих, родившихся от мам-курильщиц;

Оказалось, что если женщина не курит, но подвергалась воздействию никотина во внутриутробном периоде, она рискует получить раннюю менопаузу в 2,7 раза выше. При никотиновой зависимости, но рождении от некурящей мамы риск возрастает в 2,8 раза. Шанс примерно равен. Получается что внутриутробное воздействие никотина на организм девочки остается на всю жизнь.

Хуже всего дела обстояли у «потомственных «любительниц табака». У них ранняя менопауза наступала в 3,7 раза чаще. В этой группе встречались случаи климакса в 39 лет и раньше.

В чем причина

Табачный дым отравляет женский организм. Полицикличные углеводороды, содержащиеся в никотиновой смоле, угнетают функцию яичников, снижая уровень эстрогенов. Табак — «эндокринный нарушитель». Химические вещества, содержащиеся в сигарете, изменяют действие гормонов, ускоряя или замедляя метаболизм. В результате происходят серьезные гормональные сбои, ведущие в сбоям менструального цикла и раннему климаксу.

У женщин, чьи матери курили, обнаруживаются признаки недоразвития яичников, впоследствии выражающееся недостаточной функцией. У девочек до рождения возникают мутации генов, отвечающих за синтез цитохрома P450 и стероидов. Мутация гена CYP1B1 увеличивает вероятность раннего старения в 2,3 раза, а CYP3A4 — в 15 раз! У белых женщин эти гены сильнее подвержены мутации, чем у остальных этнических групп.

Хуже всего обстоят дела у «курильщиц второго поколения». Их ослабленные с рождения яичники не выдерживают «двойного удара» и начинают «давать сбои»:

• если женщина выкуривает в день пачку и больше, менопауза наступает раньше на 9 лет;
  • у «балующихся» сигаретами и курящих нерегулярно — на 2,5 — 5 лет.

Курильщицы годами лечатся от дисменореи и ищут причину менструальных нарушений, не понимая, что причина «женских» проблем таится во вредной привычке. Сигарета отравляет организм курильщицы и портит здоровье еще нерожденных детей.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ГИНЕКОЛОГУ

Ерхан Каролина Павловна

Майсурадзе Лиана Георгиевна

Акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог

Консультация врача – наилучший выход

Как видите, женщину в климактерическом периоде подстерегает много опасностей в виде заболеваний и осложнений. Для того, чтобы обезопасить себя от появления их в вашей жизни, необходимо регулярно проходить обследование у гинеколога и выполнять его рекомендации и назначения.

В нашей клинике каждая женщина получит исчерпывающую консультацию, пройдет лабораторное или аппаратное обследование, что поможет поставить правильный диагноз и назначить курс лечения. Лечение осуществляется щадящими современными методами, учитывающими не только наличие данных проблем, а и общее состояние организма пациентки. Возможно лечение с применением физиотерапии, травяных настоек и других эффективных методов.

Не пренебрегайте собственным здоровьем – доверьтесь специалистам!

Информация представлена в ознакомительных целях! При наличии вопросов мы рекомендуем записаться на консультацию гинеколога.